Звони на горячую линию +375 44 709-79-11

Сориентируем по инициативам помощи

Ищи шаблоны на probono.by

 

Дети – цветы нашей жизни! 

Мы знаем, что сейчас идет давление на родителей, которые выражают свою гражданскую позицию. Это тема так чувствительна, что мы не можем дать вам прямых рекомендаций

Мы создали этот документ для родителей, чтобы вы понимали свои права и процедуру, и могли лучше защищаться и доказывать, что для детей нет социально опасного положения (СОП).

Но помните, что постановка на СОП – это всего лишь дополнительный контроль со стороны государства, а не их право забрать у вас детей. 

 

О чем здесь?

Применимые нормативные акты:

  1. СОЦИАЛЬНО ОПАСНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

1.1 Определения

1.2 Критерии и показатели социально опасного положения

1.3 Процедура

  1. КТО ДОЛЖЕН ИНФОРМИРОВАТЬ
  2. ОТОБРАНИЕ РЕБЕНКА

3.1 Отобрание по решению суда

3.2 Отобрание по решению органа опеки и попечительства

3.3 Отобрание по решению комиссии по делам несовершеннолетних

  1. ЛИШЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВ
  2. ВЗЫСКАНИЕ С РОДИТЕЛЕЙ РАСХОДОВ ПО СОДЕРЖАНИЮ ДЕТЕЙ

Применимые нормативные акты:

  1. Декрет Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 N 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (Декрет)
  2. Кодекс Республики Беларусь от 09.07.1999 N 278-З «Кодекс Республики Беларусь о браке и семье» (Кодекс)
  3. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2019 N 22 «О признании детей находящимися в социально опасном положении»(вместе с «Положением о порядке признания детей находящимися в социально опасном положении») (Постановление, Положение)

1. СОЦИАЛЬНО ОПАСНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

1.1 Определения

Законодательство (п. 2 Положения) содержит следующие понятия:

Неблагоприятная для детей обстановка — обстановка, при которой не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка, не обеспечивается надзор за его поведением и образом жизни, родители ведут аморальный образ жизни, в связи с чем имеет место опасность для жизни или здоровья ребенка

Социальное расследование – изучение государственными органами положения и обследование ими условий жизни и воспитания ребенка в семьях, в отношении которого поступила информация о неблагоприятной для детей обстановке. 

Признание ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении — принятие по итогам социального расследования решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении, на основании которого осуществляется реализация мероприятий по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки.

Мероприятия по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки — совместная деятельность государственных органов, государственных и иных организаций с семьей, направленная на устранение причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки. Конкретный перечень мероприятий определяется государственными органами применительно к каждой конкретной ситуации. К примеру, для решения вопроса об удовлетворении потребностей ребенка в пище, одежде и пр. в семье, где родители не трудоустроены (уклоняются от трудоустройства), необходимы мероприятия по оказанию содействия в трудоустройстве. В отношении семьи, где не обеспечивается потребность ребенка в получении общего базового образования, в ходе социального расследования должны быть установлены причины, обусловившие такую ситуацию, и соответственно этому формируются мероприятия.

1.2 Критерии и показатели социально опасного положения

Критерии и показатели социально опасного положения содержатся в приложении к Постановлению/

Критерии социально опасного положения Показатели социально опасного положения
1. Родителями не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (детей) родители допускают оставление ребенка (детей) без пищи

родители допускают систематическое отсутствие пищи, предназначенной для питания ребенка (детей) (для детей раннего возраста — от 0 до 3 лет, детей дошкольного возраста — от 3 до 6 лет, детей школьного возраста — от 6 лет и старше), отвечающей соответствующим физиологическим потребностям детского организма и не причиняющей вред здоровью ребенка соответствующего возраста

родители допускают проживание ребенка (детей) в жилых помещениях, в которых печи, теплогенерирующие агрегаты, газовое оборудование, электрические сети, электроприборы не соответствуют требованиям технических нормативных правовых актов либо эксплуатационной документации на них, неработоспособны, демонтированы устройства автоматического (автономного) обнаружения и оповещения о пожаре, надворные постройки и придомовая территория не соответствуют требованиям пожарной безопасности и имеются условия, создающие непосредственную угрозу возникновения пожара

родители систематически не выполняют рекомендации медицинских работников по диагностике, лечению и (или) медицинской реабилитации ребенка (детей), что угрожает его (их) жизни и (или) здоровью

родители препятствуют получению ребенком обязательного общего базового образования (в любой форме его получения)

2. Родителями не обеспечивается надзор за поведением ребенка и его образом жизни, вследствие чего ребенок совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления в отношении родителей ребенка (детей) в возрасте до 14 лет неоднократно в течение года установлены факты привлечения к административной ответственности по статье 9.4 КоАП (невыполнение обязанностей по воспитанию детей) (с 01.03.2021 — ст. 10.3 КоАП) 

в отношении родителей ребенка (детей) в возрасте старше 14 лет в рамках административного либо уголовного процессов установлены факты, подтверждающие что они не контролируют его (их) поведение и местонахождение, вследствие чего ребенок (дети) привлечен к административной либо уголовной ответственности

3. Родители ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка (детей), злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним (ними), в связи с чем имеет место опасность для жизни и (или) здоровья ребенка (детей) в отношении родителей установлены факты привлечения к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 9.1 (умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия либо нарушение защитного предписания) (с 01.03.2021 — ст. 10.1 КоАП), 17.1 (мелкое хулиганство) (с 01.03.2021 — ст. 19.1 КоАП), частью 3 (в общественном месте или на работе повторно в течение года после наложения административного взыскания) статьи 17.3 (распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, потребление наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в общественном месте либо появление в общественном месте или на работе в состоянии опьянения) (с 01.03.2021 — ст. 19.3 КоАП), статьями 17.4 (вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение) (с 01.03.2021 — ст. 19.4 КоАП), 17.5 (занятие проституцией) (с 01.03.2021 — ст. 19.5 КоАП), 17.8 (распространение произведений, пропагандирующих культ насилия и жестокости) (с 01.03.2021 — ст. 19.8 КоАП) 

в отношении родителей установлены факты потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребления ими алкогольных напитков, по результатам чего к ним применялись меры профилактического воздействия

установлены факты жестокого обращения родителей с ребенком, физического и (или) психологического насилия по отношению к нему

 

1.3 Процедура

При выявлении неблагоприятной для детей обстановки государственные органы информируют об этом отдел образования по месту нахождения детей (п.7 Положения).

Отдел образования не позднее 1 рабочего дня после получения информации о неблагоприятной для детей обстановке, направляет ее в учреждение образования (школу, колледж и др.), в котором обучается ребенок. Если ребенок не достиг возраста 3 лет или не зачислен в учреждение образования, информация направляется в социально-педагогический центр по месту проживания ребенка (п.8 Положения).

Руководитель учреждения образования (социально-педагогического центра) в течение 1 рабочего дня, принимает решение о проведении социального расследования (п.9 Положения), в котором определяется:

  • персональный состав комиссии по проведению социального расследования (далее — комиссия), 
  • срок проведения социального расследования (не должен превышать 15 рабочих дней), 
  • порядок и срок обследования условий жизни и воспитания ребенка, 
  • дата проведения заседания совета учреждения образования (социально-педагогического центра) по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее — совет профилактики). 

Не позднее 3 рабочих дней со дня, следующего за днем принятия данного решения комиссия проводит обследование условий жизни и воспитания ребенка. При этом составляется акт обследования условий жизни и воспитания ребенка, котором отражаются сведения о ребенке, родителях, иных гражданах, проживающих совместно с семьей и участвующих в воспитании ребенка, а также о наличии либо отсутствии критериев и показателей социально опасного положения (п.11 Положения).

Акт обследования рассматривается советом профилактики, который принимает одно из следующих решений (п.13 Положения):

  • обратиться в координационный совет для принятия решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении;
  • рекомендовать родителям в течение трех рабочих дней обратиться за оказанием социальных услуг по устранению трудной жизненной ситуации в соответствии с законодательством. 

В соответствии с принятым решением в координационный совет не позднее 3 рабочих дней после проведения заседания совета профилактики направляются выписка из решения совета профилактики, акт обследования условий жизни и воспитания ребенка (детей), информация по результатам социального расследования и предложения о мероприятиях. (п.14 Положения)

Указанные материалы рассматриваются координационным советом в течение 14 дней. О дате и времени проведения заседания координационного совета в обязательном порядке уведомляются родители. 

Координационный совет принимает одно из следующих решений:

  • признать ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении и определить мероприятия, обязательные для исполнения родителями и государственными органами, государственными и иными организациями;
  • рекомендовать родителям в течение трех рабочих дней обратиться за оказанием социальных услуг по устранению трудной жизненной ситуации в соответствии с законодательством. (п.15 Положения)

В дальнейшем, не реже одного раза в квартал, координационный совет рассматривает исполнение решения о признании ребенка (детей) находящимися в социально опасном положении (п. 17 Положения). И по результатам анализа исполнения родителями и государственными органами, государственными и иными организациями решения о признании ребенка находящимся в социально опасном положении координационный совет может принять одно из следующих решений:

  • о внесении изменений и дополнений в решение о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении, в том числе о включении дополнительных мероприятий, изменении сроков их исполнения, ответственных исполнителей;
  • о направлении в комиссию по делам несовершеннолетних ходатайства о необходимости признания ребенка (детей) нуждающимся в государственной защите 

Важно: признание ребенка нуждающимся в государственной защите предполагает возможность отобрания ребенка (подробнее см. раздел 3.3 ниже);

  • о прекращении исполнения решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении. Основаниями для прекращения исполнения такого решения, в частности, могут служить:

— переезд семьи на новое место жительство, 

-устранение причин, повлекших признание ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении, 

— достижение ребенком возраста восемнадцати лет, 

Решение о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении может быть обжаловано родителями в городские, районные исполнительные комитеты, местные администрации районов в городах по месту принятия решения, а затем в суд.  Обжалование решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении не приостанавливает его исполнение. (п.21 Положения)

2. КТО ДОЛЖЕН ИНФОРМИРОВАТЬ

Государственные органы, иные организации, граждане, располагающие сведениями о детях, в отношении которых есть основания для отобрания, обязаны немедленно сообщить об этом в комиссию по делам несовершеннолетних, орган опеки и попечительства, другие государственные организации, уполномоченные законодательством осуществлять защиту прав и законных интересов детей, по месту нахождения этих детей. (п.1 Декрета)

Руководители и другие работники учреждений образования, здравоохранения, органов внутренних дел, иных государственных органов и организаций несут дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством о труде вплоть до освобождения от занимаемой должности за несообщение о ставших известными им фактах о ненадлежащем выполнении родителями обязанностей по воспитанию и содержанию детей. (п.12 Декрета)

Суд, органы уголовного преследования должны информировать управление (отдел) образования по месту жительства родителей о принятом решении об ограничении дееспособности родителей, о заключении их под стражу, направлении в лечебно-трудовые профилактории, розыске, об осуждении, о признании безвестно отсутствующими, об объявлении умершими, если дети указанных лиц остаются без попечения родителей, не позднее следующего дня после принятия этого решения независимо от времени вступления его в силу для обеспечения государственной защиты детей в таких семьях. (п.7 Декрета)

Органы, наложившие административное взыскание за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 9.1 (умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия либо нарушение защитного предписания) (с 01.03.2021 — ст. 10.1 КоАП), 17.1 (мелкое хулиганство), 17.3 (распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, потребление наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в общественном месте либо появление в общественном месте или на работе в состоянии опьянения), 17.4 (вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение), 17.5 (занятие проституцией) и 17.8 (распространение произведений, пропагандирующих культ насилия и жестокости) Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, на лиц, имеющих несовершеннолетних детей, не позднее следующего дня после вынесения постановления о привлечении их к административной ответственности информируют об этом орган опеки и попечительства по месту жительства этих лиц для обеспечения контроля за положением детей в семье и своевременного принятия мер по защите их прав и законных интересов. (п.7 Декрета)

с 01.03.2021 — ст. 17.1, 17.3, 17.4, 17.5, 17.8 КоАП меняют на номера на ст. 19.1, 19.3, 19.4, 19.5, 19.8 КоАП)

3. ОТОБРАНИЕ РЕБЕНКА

Существует следующие процедуры отобрания ребенка:

  1. по решению суда;
  2. по решению органа опеки и попечительства;
  3. по решению комиссии по делам несовершеннолетних.

3.1 Отобрание по решению суда

Согласно ст. 85 Кодекса по суд может принять решение об отобрании ребенка и передаче его на попечение органа опеки и попечительства без лишения родительских прав, если оставление ребенка у лиц, у которых он находится, опасно для него

3.2 Отобрание по решению органа опеки и попечительства

Решение органа опеки об отобрании ребенка допускается в исключительных случаях при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка. В этих случаях орган опеки и попечительства обязан немедленно уведомить прокурора и в семидневный срок после принятия решения обратиться в суд с иском о лишении родителей или одного из них родительских прав или об отобрании ребенка. (п.3 Декрета, ч.2 ст.85 Кодекса)

3.3 Отобрание по решению комиссии по делам несовершеннолетних

По решению комиссии по делам несовершеннолетних ребенка могут отобрать, если установлено, что родители (п. 1 Декрета, ч.1 ст.85-1 Кодекса): 

    • ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей, 
    • являются хроническими алкоголиками или наркоманами, либо
  • иным образом ненадлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, в связи с чем они находятся в социально опасном положении. 

При этом под воспитанием детей понимается забота об их физическом, духовном и нравственном развитии, здоровье, образовании и подготовке к самостоятельной жизни в обществе (ст. 75 Кодекса). То есть понятие «воспитание детей», содержащееся в Кодексе, носит весьма общий характер, что дает возможность крайне широко трактовать «неисполнение обязанностей по воспитанию». 

В случае, если установлены основания для отобрания ребенка, указанные выше, комиссия по делам несовершеннолетних в трехдневный срок принимает решение о признании ребенка нуждающимся в государственной защите, об отобрании его у родителей и помещении на государственное обеспечение (далее — решение об отобрании ребенка) (п.1 Декрета, ч.1 ст.85-1 Кодекса)

Под помещением детей на государственное обеспечение в данном случае понимается помещение их в детские интернатные учреждения (дома ребенка, социально-педагогические учреждения, школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вспомогательные школы-интернаты, специальные общеобразовательные школы-интернаты, специальные учебно-воспитательные учреждения, специальные лечебно-воспитательные учреждения и иные учреждения, обеспечивающие условия для проживания (содержания) детей), учреждения профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, детские дома семейного типа, опекунские семьи, приемные семьи.

Комиссия по делам несовершеннолетних после вынесения решения об отобрании ребенка обязана:

  • в течение 5 рабочих дней информировать о принятом решении организации по месту работы родителей, у которых отобраны дети, а в случаях, когда родители не работают или когда ребенку назначена пенсия, — управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите или управление (отдел) социальной защиты местного исполнительного и распорядительного органа;
  • в шестимесячный срок принять решение:
    • о возвращении ребенка родителям, если отпали причины, послужившие основанием для отобрания ребенка; или
    • об обращении в суд с иском о лишении родителей (единственного родителя) родительских прав (п.4 Декрета).

О принятом решении об отобрании ребенка в трехдневный срок уведомляется прокурор. В случае выявления нарушений законодательства при вынесении данного решения прокурор в трехдневный срок после получения этого решения обязан внести представление о его отмене. (п.1 Декрета)

Отобрание ребенка осуществляется не позднее дня, следующего за днем вынесения решения об отобрании ребенка, комиссией, формируемой комиссией по делам несовершеннолетних. В состав такой комиссии включаются представители управления (отдела) образования, органа внутренних дел и при необходимости управления (комитета) здравоохранения местного исполнительного и распорядительного органа, а также иных организаций (п.2 Декрета).

Неработающие родители с момента отобрания ребенка берутся на учет в органах внутренних дел для профилактического наблюдения (п.6 Декрета).

Со дня принятия комиссией по делам несовершеннолетних решения об отобрании ребенка родителям ребенка прекращается выплата государственных пособий семьям, воспитывающим детей (п.6 Декрета).

4. ЛИШЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВ

Родители или один из них могут быть лишены родительских прав в отношении несовершеннолетнего ребенка, в частности, если будет установлено, что:

  • они уклоняются от выполнения обязанностей родителей;
  • они злоупотребляют родительскими правами и (или) жестоко обращаются с ребенком;
  • они ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка;
  • в течение шестимесячного срока после отобрания у них ребенка по решению комиссии по делам несовершеннолетних районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе по месту нахождения ребенка не отпали причины, послужившие основанием для отобрания у них ребенка. (ст. 80 Кодекса)

Лишение родительских прав производится только в судебном порядке. (ст. 80 Кодекса)

Иск о лишении родительских прав в суд предъявляется по месту жительства (нахождения) ребенка управлением (отделом) образования или учреждением, в котором находится ребенок, не позднее 14 рабочих дней после вынесения комиссией по делам несовершеннолетних решения об обращении в суд с иском о лишении родительских прав. Иск в суд о лишении родителей (единственного родителя) родительских прав в указанном случае могут предъявить также прокурор, опекун, попечитель ребенка, комиссия по делам несовершеннолетних, иные организации, уполномоченные законодательством осуществлять защиту прав и законных интересов детей (п.4 Декрета).

5. ВЗЫСКАНИЕ С РОДИТЕЛЕЙ РАСХОДОВ ПО СОДЕРЖАНИЮ ДЕТЕЙ

Родители обязаны возмещать расходы по содержанию детей в случае:

  • отобрания у них детей по решению комиссии по делам несовершеннолетних;
  • отобрания у них детей на основании решения суда без лишения родительских прав;
  • лишения их родительских прав;
  • нахождения их в розыске, лечебно-трудовых профилакториях или в местах содержания под стражей;
  • отбывания наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, ограничения свободы, ареста. (п.8 Декрета, ст.93 Кодекса)

Взыскателями (получателями) расходов по содержанию детей являются

  • управления (отделы) образования — если дети находятся на государственном обеспечении в детских домах семейного типа, опекунских семьях, приемных семьях;
  • детские интернатные учреждения, учреждения профессионально-технического, среднего специального, высшего образования – если дети находятся на государственном обеспечении в этих учреждениях.

Если на момент помещения ребенка на государственное обеспечение родители работают, они обязаны в трехдневный срок после помещения ребенка на государственное обеспечение подать нанимателю заявление о возмещении указанных расходов из своей заработной платы. 

Если же родители не работают, либо размер их заработной платы не достаточен (не позволяет родителю в течение шести месяцев в полном объеме выполнять обязательства по возмещению указанных расходов), они подлежат трудоустройству на новое место работы

Родителям, возмещающим расходы на содержание детей, запрещается отчуждать принадлежащее им недвижимое имущество и транспортные средства. (п.12 Декрета)

Звони на горячую линию +375 44 709-79-11

Сориентируем по инициативам помощи

Ищи шаблоны, памятки и алгоритмы на https://probono.by/juristy/